ПОРТРЕТ КАРЛА ЛИБКНЕХТА
Материал, техника: Картон, масло,
Размеры: 100,0х69,0,
Год: 1919,
Поступление: 1962, из Нижнетагильского краеведческого музея
Ж-484.
Прямоугольники, треугольники, трапеции, выполненные, как кажется, не без помощи линейки, собраны в особую структуру, похожую на детский конструктор. Это художественное высказывание 1919 года двадцатишестилетнего Бориса Эндера на гибель Карла Либкнехта, деятеля международного рабочего движения. Всецело поглощенный идеями и практикой русского авангарда Эндер стремится найти соответствующую художественную форму для создания образа. И появляется, на первый взгляд чисто абстрактная композиция, в основе которой заложена вполне определенная пластика. Ее простые изобразительные элементы, складывающиеся в отвлеченно-геометрическую фигуру человека, с помощью точного расчета пространственных отношений задают наполненный внутреннего напряжения ритм композиции, а сильное цветовое «трио» в уплощенное пространство картины вносит драматическую остроту. Так Эндер создал портрет, оставаясь на некой грани конкретного и универсально-абстрактного, абстрактного как «нового миросозерцания».