Публикации по проекту
Фотогалерея
В октябре 2012 года в Нижнетагильском музее изобразительных искусств состоялось открытие выставочного проекта «ИСКОННЫЙ СВЕТ САЛАФИИЛА. СВЕТОЖИВОПИСЬ ПАВЛА ГОЛУБЯТНИКОВА», победителя Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, 2011 г.
Проект оказался настолько востребованным, что работает и до сих пор.
В 2013 году проект был признана в числе лучших реализованных проектов конкурса
Читайте дневник проекта здесь:
http://museum.fondpotanin.ru/projects/651648
СУТЬ ПРОЕКТА
В блокадном Ленинграде в январе 1942 года погиб от голода художник Павел Голубятников. Он окончил ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН по классу К.С. Петрова-Водкина, с которым был очень дружен, бул образован — знал несколько языков, увлекался астрономией, юриспруденцией, физикой, цветоведеним.
До последних дней он работал не только над живописью. Он оставил в своем в дневнике записи об одной творческой идее — он экспериментировал в области физики, в области «оптики», к чему автор обратился в конце 1930-х годов, когда увлекся поисками цвета «…непостоянного и динамического, который организует форму, пространство и движение, иначе говоря, новую «живописную жизнь» (здесь и далее строки из дневника П. Голубятникова), который заменит «масляную живопись, устаревшую и маловыразительную».
Голубятников видел перспективы развития искусства в оптике.
Автор стремился добиться
«…динамики цвета, которую можно достичь путем его разложения цвета при помощи стеклянных призм», которые должны «…располагаться одна возле другой вплотную, заполняя всю плоскость картины, обращенной к свету стороны. Светоносное изображение получается на обратной стороне картины, при помощи тонких щелей в материале, сделанных художником под определенным наклоном…» Художник полагал, что при особой фокусировке призм «…можно подойти к созданию новой техники в живописи, способной создать движение чистого цвета путем преломления луча в призме…»
В коллекции Нижнетагильского музея хранится единственное полное в России собрание произведений П. К. Голубятникова.
Среди них — эскиз картины для перевода в светоживопись, которую художник не успел осуществить из-за начавшейся войны.
Из картины «Архангел Салафиил — молящий за людей» (1940, холст, масло, 86,5х72,0) по задумкам Голубятникова
«…может вырасти новое искусство — искусство цвета — через призмы и отражение определенного цвета луч даст возможность создать это искусство».
В первой трети ХХ века изучение оптических свойств кристаллов и цветоведения было передовым направлением советской науки. Голубятников стремился создать светоживопись.
Физики-оптики предположили что идею Голубятникова по созданию динамической светоживописи можно исследовать на новом уровне.
Опыт по дисперсии цвета и спектру был проведен кандидатом физико-математических наук Евгением Яблочковым, который доказал, что опыт мог быть исполнен, но крайне сложен в техническом плане.
Научный сотрудник Киевского института искусствознания Еленой Кашубой-Вольвач нашла новые сведения о киевском периоде жизни Голубятникова. Большую помощь оказала научный сотрудник Государственного Русского музея Ирина Арская.
Исследования позволили в интересной форме предъявить уникальную гипотезу Голубятникова, представили художника как ученого, идущего в авангарде поисков в области цветоведения и новой формы живописи.
Наука была представлена как искусство, а искусство как наука.
АВТОРЫ ПРОЕКТА — Елена ИЛЬИНА, Лариса СМИРНЫХ
АВТОР ОПЫТА — Евгений ЯБЛОЧКОВ, при участии Дарьи КОЗЛОВОЙ
МЕДИАРЕСУРСЫ — Надежда ГУНДЫРЕВА
ДИЗАЙН ЭКСПОЗИЦИИ — Михаил ПОДОЛЬСКИЙ
ВОЛОНТЕРЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — Наталья КУЗНЕЦОВА,
Ирина КУЗЬМИНА, Алексей МИРОНОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — Ольга ЛЕБЕДЕВА,
Дарья ГУДКОВА, Екатерина ШЕФЕР
АРХИВНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ —
Алла ДЕТИНА, Марина ДАВЫДОВА
ДИРЕКТОР ПО ФИНАНСАМ — Марина АГЕЕВА