Рысак.
Материал, техника: Холст, масло,
Размеры: 44,9 х 53,
Год: 1899,
Поступление: 1949, из Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР
ж-269.
Не имеющий специального образования, Николай Егорович Сверчков, самостоятельно развивая художественный талант, сумел найти свой путь в искусстве. Он прославился как непревзойденный мастер изображения лошадей, с удивительной точностью передающий их характерные особенности. Работая художником на крупнейших в стране Хреновском и Чесменском государственных конных заводах, Сверчков создает «портретную галерею» орловских рысаков. Стоящий в анфас, в спокойной позе на фоне фрагмента стены конюшни, залитой солнцем, герой картины «Рысак» — породистый, нарядный, выразительный, — несомненно, из их числа. С безмерным наслаждением художник искусно и тонко выявляет совершенную пластику, красоту форм, особую стать, блеск и перелив шерсти орловского рысака. Этот «конный портрет», безусловно, является одним из ценнейших свидетельств бытования оригинальной породы лошадей, являющейся гордостью царской России.