ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ
Материал, техника: Холст, масло,
Размеры: 61,8 х 47,
Год: 1897,
Поступление: 1945, из Управления по делам искусств при СНК РСФСР
ж-99.
Владимир Лукич Боровиковский – одна из удивительных и загадочных личностей в истории России. Художник, создавший на грани двух столетий лучшие женские портреты, в которых окончательно нашел себя, стал великим мастером портретного искусства, щедро наделенным судьбой талантами. Именно к таким творческим отражениям принадлежит немолодая особа в домашнем кружевном чепце, отрешенно взирающая с «тагильского» портрета. Но скрывается ли за ним тайна, которая, возможно, связана с самим художником, а благопристойный образ скромной помещицы, написанный им, по всей вероятности в Миргороде, с обстоятельствами? Десятки лет из уст в уста переходит музейная легенда, рожденная реставрацией, о том, что первоначальный вариант портрета задуман был иначе. И женщина на нем позировала не в будничном одеянии, а в нарядном платье для светского бала. Что изменило вдруг решение художника? Об этом знали только автор и модель…
Портрет написан с очевидной симпатией к той, что глаза в глаза покорно и немного устало смотрела на великого живописца, словно доверяя ему свой внутренний мир, который художник способен был прочесть, как книгу.
Камерная форма произведения, нейтральный благородный фон, не отвлекающий от сути, проникновенное внимание к героине, позволили В. Боровиковскому создать спокойный лирический образ с легким оттенком сентиментализма, о котором поэт Г.Р. Державин написал очень верные строчки: «Вливает живописец жизнь…»